ЭЛЕКТРОННАЯ АКЦИЗНАЯ МАРКА (ЭАМ)

С 1 января 2026 года в Украине на уровне государства вводится еАкциз – Электронная система контроля за оборотом алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей, используемых в электронных сигаретах (далее – еАкциз).
Закон Украины № 3173 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины в связи с введением электронной прослеживаемости обращения алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей, используемых в электронных сигаретах».
Создание системы еАкциз направлено на отслеживание перемещения табачной продукции и алкоголя от производителя к потребителю.
Как выглядит электронная акцизная марка (еам)?
1. ДатаМатрикс код 2. 12 уникальных символов 3. Дата производства 4. Максимальная розничная ценаЭлектронная акцизная марка (ЕАМ) в виде графического изображения матричного (ДатаМатрикс) кода и двенадцати символов (цифр и букв), которые являются уникальными для каждой пачки наносятся на упаковку. еАкциз.
Для групповой упаковки (блоки, короба) предусмотрена возможность маркировать продукцию групповыми кодами, которые будут включать в себя электронные марки всех пачек в середине групповой упаковки. удобства работы (например, отгрузка и приемка товара).
Все субъекты оптовой и розничной торговли, работающие с табачными изделиями и алкогольными напитками должны зарегистрироваться в системе еАкциз, как экономические операторы.
Экономические операторы обязаны:
- сканировать групповые коды или электронные акцизные марки при получении и отгрузке товара;- заполнять Акцизный электронный документ (АЭД) в системе еАкциз при каждой отгрузке и получении товара;
- осуществлять продажу табачных изделий конечному потребителю через РРО/ПРРО для возможности «погашения» электронной акцизной марки, нанесенной на пачку. Таким образом, система еАкциз фиксирует движение товара и его фактическое нахождение.
Схематически процесс выглядит следующим образом:
Фабрика (Сканирование + Заполнение АЭД) ➤ Состав производителя ➤ Состав дистрибьютора ➤ Розничная точка ➤ Покупатель («Погашение» е-марки)До 1 января 2026 года все субъекты, имеющие лицензию на оптовую и/или розничную продажу табачных изделий обязаны:
Иметь сканеры штрихкодов для считывания DataMatrix-кодов при получении/отгрузке/продаже/приемке товараНастройка программного обеспечения и РРО/ПРРО для работы с еАкциз и обновленными требованиями к фискальному кассовому чека (приказ Минфина от 21.01.2016 № 13).
Необходимо заблаговременно подготовить и протестировать вашу систему!